На начало страницы
ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ
БАЯНИСТ-ИСПОЛНИТЕЛЬ
В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
БАЯНИСТ-КОМПОЗИТОР
КОНСТРУКТОР ГАРМОНИК
Г.Т. Тышкевич был знаком со многими баянистами, виделся и беседовал с мастерами и конструкторами баянов - П.Е. Стерлиговым, А.П. Пастуховым, А.А. Глаголевым. Он и сам кроме педагогической и творческой деятельности многие годы работал над усовершенствованием хроматического звукоряда двухрядной гармоники "хромки" 25х25 и двухрядки русского строя 23х12.
В 1949 г. Г.Т. Тышкевич усовершенствовал двухрядную и трехрядную хроматическую гармоники 27х27 и 32х27 старой и новой хватки.
Музыкальные возможности новых гармоник были отмечены в музыкальной литературе:
"…Стремление восполнить существующий большой разрыв между конструкциями хромки и баяна обнаруживается и в среде профессионалов-гармонистов. Педагог Московского музыкального училища им. Октябрьской революции по классу баяна Г.Т. Тышкевич сконструировал усовершенствованную двухрядную хроматическую гармонику (27х27). По сравнению с популярными хромками (23х12 и 25х25) новая гармоника полного хроматического звукоряда имеет 27 клавишей правой клавиатуры, на которых извлекается 30 звуков - от ля малой до ре третьей октавы (на трех клавишах при сжиме и разжиме извлекаются разные звуки). Левая клавиатура имеет 27 клавишей - басы, мажорные и минорные трезвучия и три доминант септаккорда. Серийный выпуск промышленностью инструмента - а конструкция Г.Т. Тышкевича, по мнению опытных музыкантов, значительно расширяет исполнительские возможности - сыграет большую роль в развитии сельской музыкальной самодеятельности, в частности ускорит возможность популяризации песен советских композиторов…".
"…ни одна из …разновидностей двухрядных гармоник не является хроматической в полном значении этого определения. Кроме того, каждая двухрядная гармоника имела, - да имеет ещё и сейчас, - свою собственную, ей одной свойственную настройку, безусловно исключающую всякую возможность совместной игры или игры с сопровождением любых инструментов строго-темперированного строя. В связи с этим, гармонист-композитор, Георгий Тышкевич (1907 - ) предложил разработанную им в 1949 году хроматическую двухрядную гармонику новой хватки, в которой количество клавиш доведено до двадцати семи для правой клавиатуры при тридцати действительно звучащих ступенях хроматического ряда - от ля малой октавы до ре третьей - и до такого же числа кнопок для левой клавиатуры, с наиболее часто встречающимися басами и готовыми аккордами - мажорных и минорных трезвучий и трёх доминант-септ-аккордов.
Трёхрядная "хромка", предназначенная для любителей исключительно продвинутых в технике игры на гармонике, располагает тридцатью двумя клапанами или хроматическим звукорядом в две с половиной октавы - от ля малой до ми третьей.
Клапаны, дающие два звука, - один в разжим, другой в сжим, - устранены…".
1958 г.
В 1967 г. Г.Т. Тышкевич усовершенствовал трёхрядную хроматическую гармонику 35х30 старой хватки. По музыкально-исполнительским возможностям эта гармоника превосходила все виды двухрядных и трёхрядных гармоник типа "хромки" и двухрядки русского строя и приближалась к баяну.
Все виды гармоник 27х27, 32х27 и 35х30 были одобрены комиссией Роспромсовета в 1965 и 1968 гг. для внедрения в производство по индивидуальным заказам. Тульская фабрика "Гармония" изготовила несколько образцов гармоник 27х27 и 32х27 старой и новой хватки, а Ганинская гармонная фабрика Кировской области изготовила несколько гармоник 35х30 старой хватки.
В 1975 г. Г.Т. Тышкевич усовершенствовал гармонику 25х25, добавив семь полутонов в новом третьем ряду. В апреле 1977 г. гармоника была изготовлена Молодеченской фабрикой музыкальных инструментов. Гармоника была представлена на ярмарке в Москве 5-18 мая 1977 г. В 1980 г. фабрика прислала Г.Т. Тышкевичу гармонику для проигрывания музыкального репертуара с новыми полутонами.
15 ноября 1981 г.
В 1977 г. был готов проект и гармоники 33х25. Эту гармонику Молодечненская фабрика музинструментов планировала к выпуску в 1978 г. в количестве 700 штук, что не было осуществлено. В 1987 г. Тульская фабрика "Гармония" согласилась выпускать гармонику по индивидуальным заказам, но при условии присутствия заказчика при оформлении заказа. Это оказалось неудобным гармонистам из дальних областей страны. Позже повысились цены и цена гармоники стала для гармонистов недоступной. Поэтому фабрика отказалась от заказов.
В своём последнем самоучителе для гармоники 25х25 Г.Т. Тышкевич представил схемы клавиатур гармоники 33х25 для рекламы и ознакомления с полутонами и хроматическим звукорядом и дал краткое описание её возможностей.
"…В настоящее время все двухрядные гармоники типа 25х25 имеют диатонический строй, что во многом ограничивает их музыкальные возможности. На таких гармониках невозможно исполнять современные песни и танцы, имеющие более сложную гармонию…
Трёхрядная хроматическая гармоника типа 33х25 позволяет значительно расширить музыкальный репертуар гармониста. Диапазон правой клавиатуры трёхрядной гармоники - от до первой октавы до до четвертой октавы. Хроматический звукоряд от ре первой октавы до фа третьей. Первый и второй ряды имеют такое же расположение звуков, как и у гармоники типа 25х25. Хроматические звуки (полутоны) расположены вверху I и II рядов, а также в III ряду. Такое расположение полутонов облегчает игру на инструменте и исключает большое растяжение пальцев. Для расширения музыкальных возможностей аккомпанемента на левой клавиатуре вместо четырех вспомогательных басов I ряда, расположены два основных баса: ля и соль и два соответствующих им аккорда: ля-мажорный и соль-минорный. Остальные басы и аккорды расположены так же как и у гармоники типа 25х25…
…Наиболее удобными для хроматической гармоники считаются тональности до мажор, ля минор и соль мажор. Отдельные пьесы могут быть исполнены в тональностях ми минор и ре минор…"
Г.Т. Тышкевич скончался 12 мая 1993 г. в посёлке Удельная, не дожив нескольких дней до своего 86-летия. Похоронен Г.Т. Тышкевич на кладбище посёлка Родники Раменского района Московской области.
1993 г., 2006 г.

Книги и другие источники, в которых упоминается Г.Т. Тышкевич
Рогаль-Левицкий Д.Р. Современный оркестр. М.: Музгиз, 1956. Т. I, С. 6; Т. IV, С. 205-208, 218-221.
Благодатов Г.И. Русская гармоника. Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре / Под. ред. Ф.А. Рубцова. Л.: Музгиз, 1960. С. 162.
Смирнов Б.Ф. Искусство сельских гармонистов / Под ред. С.В. Аксюка. М.: Советский композитор, 1962. C. 42.
Басурманов А.П. Справочник баяниста / Под ред. Н.Я. Чайкина. М.: Советский композитор, 1982. С. 33, 50, 72, 108, 136, 173, 175, 176, 222, 224.
Басурманов А.П. Справочник баяниста / Под ред. Н.Я. Чайкина, 2-е изд., испр. и доп. М.: Советский композитор, 1986. С. 36, 56, 82, 124, 154, 202, 204, 206, 260, 262.
Мирек Альфред. Гармоника. Прошлое и настоящее. Научно-популярная энциклопедическая книга. М.: «Интерпракс», 1994. С. 166, 169, 170, 202, 334, 343.
Разделы "Ноты для баяна-аккордеона" и "О мастерах баяна-аккордеона" сайта "Библиотечка баяниста".
Басурманов А.П. Баянное и аккордеонное искусство. Справочник / Под ред. Н.Я. Чайкина. М: "Кифара", 2003. С. 35, 62, 94, 142, 176, 265, 326, 328, 508.
"Библиографическое описание нотных изданий". ГОСТ 7.16-79. Раздел 2.3.6.3.
А.П. Катуркин "Баян. Путь к мастерству". Этюды. Изд. "Композитор".
"Музыкальное образование в современном культурном пространстве". Сборник научных трудов. К 110-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского. М.: 2015. С. 309-310.
"Системно-синергетический принцип в обучении музыке". Автореферат диссертации Ю.М. Мелкумович, д.п.н. 2009.
Раздел "Соcеди по парте" сайта Александра Розенблюма "Коктейль моей души. О родном Борисове и не только о нём…".
В каталоге "Искусство, культура. Музыка" книготорговой и букинистической интернет-ярмарки "Libex".
Сайт "Русская гармонь", раздел "Книги".
Сайт "Русская гармонь", раздел "Профессионалы".
Online Catalog "Musical editions". Ilia Chavchavadze National Parliamentary Library of Georgia (NPLG).
Видеоролик на YouTube "Русская пляска (наигрыш из самоучителя Тышкевича)".
Видеоролик на YouTube "Трехрядная гармонь "Малыш", переделанная из детского баяна по схеме Тышкевича".
Видеоролик на YouTube "Каприс № 24" Н. Паганини. Переложение для баяна Г.Т. Тышкевича.
Видеоролик на YouTube "Вальс "Осенний сон" А.Джойса. Переложение для гармони Г.Т. Тышкевича.
Ноты "Подгорная, обработка Г. Тышкевича" на сайте "Пой,гармоника!"
Статья "Самоучители игры на гармони: учат ли они играть? на сайте "Пой,гармоника!"
Каталог книжно-иллюстративной выставки" Играй гармонь" сайта Тульской областной универсальной научной библиотеки (К 135-летию создания хроматической гармони тульским гармонистом Н.И. Белобородовым).
"Тышкевич Г. Этюды для баяна" Из фонда редких книг Калиниградской областной научной библиотеки.
Страница "Кафедра народных инструментов Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке: история и современность".
Страница "Тышкевич Григорий Титович сайта "Память народа".
Страница "Тышкевич Григорий Титович сайта "Подвиг народа".
Страница "Тышкевич Георгий Титович сайта "Память народа"
Страница "Тышкевич Георгий Титович сайта "Подвиг народа".
Примечания к статье "К.С. Алексеев — создатель групп оркестровых и тембровых гармоник".
Страница "Тышкевич Георгий Титович в электронном каталоге Российской государственной библиотеки.

| На главную страницу | На начало страницы | © de Vladi, 2002-2018 г.
 
Георгий Титович Тышкевич
   Баянист-композитор
Г.Т. Тышкевич
   Конструктор гармоник